Обзор фильма "Опиум"

Обзор фильма "Опиум"

Опиум, Янош Сас, Венгрия, 2007

«Опиум» — это два дневника.

Дневник в прошлом писателя, теперь врача, одного из первых практикующих в клинике психоаналитиков Европы начала ХХ века. Он фиксирует каждое событие, каждую мысль, каждую деталь своей жизни. Считает количество коитусов и рассуждает, насколько успешно прошла «пенитрация». А когда нечего писать, считает количество строчек в письмах. Он работает в больнице. И он употребляет морфий. Его пациентка, Гизелла, тоже одержима дневниками.

Однажды она почувствовала, как вместе с теплым легким ветерком в нее вошел Дьявол. С тех пор он приказывает ей стать его блудницей. И она владеет собой в туалете больницы своим карандашом. А иногда она выбегает во двор, чтобы увидеть Бога. Описание, возможно, звучит банально – но снято изящно.

«Я ищу человека, который был бы достаточно грешным, чтобы быть добрым со мной».

Уже больше десяти лет Гизелла ждет в больнице освобождения. Теперь она знает, кто может принести ей его. Весь фильм – медленный и жестокий путь к этому самому освобождению. Путь борьбы, которая может закончиться только одним способом.

В «Опиуме» мания, болезнь граничит с реальностью. Так или иначе, но Гизелла может делать то, чего не может любая другая женщина. Гизелла не может изменить свою жизнь, но она знает кое-что, чего никогда не узнают другие.

«Опиум» — словно альбом больного художника-морфиниста, заточенного в клинику начала ХХ века. Под классическую музыку перед нами проходят картины, которые сейчас мы только можем себе представлять. Подвешивание на кожаных ремнях, связывания, жесткий электрошок, лоботомия, истязания-лечения, которые сложно описать одним словом. Все эти кадры, словно рисунки, выполнены тонко и изящно. Это рисунки иногда углем, иногда сангиной, но никогда не яркой краской. Из хроматических цветов, практически – только бледный цвет лиц и багровый цвет стен больничных коридоров.

«Опиум» местами – торжество «bdsm», и в то же время это – ощущение настоящей чистоты. Ценности чистоты, борьбы за нее.

Этот фильм — отличная работа прежде всего оператора, художника-постановщика, художника по костюмам, обоих ведущих актеров. Это один из тех редких восточно-европейских фильмов, которые (при определенном, конечно, круге интересов) – «стоит увидеть». Фильм мучительно красивый, построенный не столько на идее, сколько на образах; и тем не менее это поиск освобождения, поиск реальности.

И освобождение будет найдено. А если пересматривать фильм, то становится понятно, что ответы были даны уже в самом начале.

360 просмотров

Рейтинг: +1 Голосов: 1

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!