Новые исследования памятников Фатьяновской культуры

Новые исследования памятников Фатьяновской культуры

Фатьяновская культура — новое в исследованиях памятников

Можно отметить, что общее число погребений, вскрытых на новых могильниках, почти равно числу погребений, исследованных за все предшествующие годы изучения памятников фатьяновской культуры, исключая могильник восточной (чувашской) группы.

Карашский и Халдеевский могильники Ростовского района Ярославской области интересны для выяснения вопроса о расселении фатьяновских племен. Открытие их, а также других могильников (Пужбольского, Осокинского, Ильинского, Коркинского и др.) на территории Ростовского района опровергло точку зрения о промежуточном пространстве между московской и ярославской группами, якобы на занятом фатьяновскими племенами.

Значительное количество могильников и случайных находок, их географическое расположение указывают на известную плотность фатьяновского населения в этой местности и на освоение берегов древних озер и мест, удаленных от больших речных путей, т. е. мест, занятых ранее неолитическими племенами.

Карашский и Халдеевский могильники стоят ближе к ярославским памятникам фатьяновской культуры, чем к московским. В Халдеевском могильнике прослежена новая деталь обряда погребения — положение покойника на спине с перекрещенными голенями. Подобные погребения с приподнятыми коленями очень редко встречаются в могильниках фатьяновской культуры. Такой обряд может указывать на связь фатьяновской культуры с ямной или с абашевской культурами.

Близок к этим могильникам, и Милославский в Ивановской области. В нем обнаружены четыре погребения: мужчины, женщины 55—60 лет, женщины 20—25 лет с ребенком 4 лет (девочкой) и детское. По числу погребений, несколько вытянутой форме сосудов, бусам из раковин, кремневому инвентарю, медной привеске и пр. Милославский могильник близок к северным, входящим в московскую группу памятникам фатьяновской культуры. По обряду же погребения он ближе к памятникам ярославско-калининской группы, особенно Тимофеевскому могильнику. Связь с северными московскими могильниками (Сущевским, Кузьминским, Протасовским), возможно, указывает на пути передвижений фатьяновских племен с территории современной московской области в пределы Ярославской и Ивановской областей.

Большой загадкой остается Княгининский могильник, расположенный в 2 км от дер. Милославки. В нем наряду с разрушенным фатьяновским погребением было обнаружено 11 окружавших его ям. В их заполнении встречены отдельные обломки' костей, по-видимому животных, и угли. Угли встречались до дна ям по отдельности и скоплениями в виде круглых пятен 40X40 и 50X50 см, а в одной — в виде полосы, пересекавшей яму. Форма и размеры ям и заполнение их соответствуют фатьяновским могильным ямам.

Наличие в могильнике остатков погребения с человеческими костями и одиннадцати пустых могил, расположенных вокруг него, пока объяснить трудно. По словам местных жителей, над этим местом до его распашки возвышался курган. Рядом обнаружено захоронение лошади.

Тимофеевский могильник в бывшем Ильинско-Хованском районе Ивановской области исследовался с 1959 по 1961 г. Открыто 16 могил, из которых три оказались пустыми. При постройке хранилища, копке ям и разработке карьера здесь уничтожено не менее 10 погребений. В погребениях 1 и 15 обнаружены ритуальные захоронения собак. Погребальный инвентарь состоит из круглодонных орнаментированных сосудов, каменных сверленых топоров-молотков, кремневых клиновидных топоров, ножей, скребков и отщепов, всевозможных костяных орудий и украшений, и единичных находок медных украшений. На могильнике очень хорошо прослежены погребальные сооружения типа вауловских.

Расположение и группировка могил на холме, различия в размерах могил, в количестве и качестве погребального инвентаря и т. д. приводят к выводу о привилегированном положении мужчин, подчиненном положении женщин и строгом возрастном делении фатьяновского общества. Различное расположение каменных сверленых боевых топоров-молотков в разновозрастных мужских погребениях (от 16 до 60 лет) свидетельствует, вероятно, о возрастной градации фатьяновских воинов со строгими обрядами посвящения юношей в воины.

Кости животных и костяные поделки, найденные в могилах, указывают на развитое скотоводство. Основной мясной пищей служили свинья и овца. В погребениях не обнаружено костей коровы, которые могли бы указывать на использование этих животных для приготовления мясной пищи, но поделки из костей коровы встречаются. Очевидно, крупный рогатый скот содержался в основном для молочного хозяйства. Этим же объясняется и присутствие в могилах большого количества "пустых" сосудов, незаконченных, поставленных, по-видимому, с молочной пищей.

311 просмотров

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!