Дети и жадность

Дети и жадность

Рассмотрим две сходные ситуации:
1. Мальчик учился в 3-м классе. Питание в столовой оплачивалось централизованно, но у детей всегда была возможность дополнительно купить з буфете булочку, компот, сок, чипсы. Мама мальчика однажды случайно узнала, что ее сын дает деньги всем одноклассникам, кто у него просит. Для этой семьи суммы не слишком большие, но мама все равно была растеряна.

Если бы ваш ребенок вел себя подобным образом, что бы вы по-чувствовали, как бы себя повели?
2. У мальчика из 5-го класса обычно было много конфет, которые он раздавал своим одноклассникам. На переменах его всегда обступали дети, он очень радовался тому, что может что-то дать.

Еще у него всегда были в запасе ручки, карандаши, ластики и другие нужные в школе вещи. Он делился ими, не ожидая, что ему что-то из этого вернут. И все привыкли к такому положению зещей — как только у кого-то возникала необходимость, обращались к этому мальчику.

Все думали, что он из богатой семьи. Но однажды он заболел, и несколько одноклассников пришли к нему в гости. Они были очень удивлены тому, что увидели, — он жил с мамой и младшей сестренкой без папы, причем очень бедно. Как вы думаете, изменится ли отношение одноклассникоз к нему? Каковы были бы ваши действия на месте мамы мальчика?

Жадина-говядина
К совсем маленьким детям не применимо такое понятие, как жадность. Но отдать что-то свое для малыша до 3 лет порой бывает невозможным. Мы уже говорили об этом, когда рассуждали о чувстве собственности. До тех пор пока для ребенка не существует границ, пока он не осознает себя отдельной личностью и не понимает, где проходит грань между своим и чужим, говорить о жадности рано.

Однако взрослые и дети постарше часто определяют поведение малыша как жадность, навешивают на него ярлык. Сначала ребенок может не понимать смысла этого слова. Но интонация, с которой говорится о его жадности, кажется ему следствием негативного отношения к его поступкам и даже к личности. Но и быть другим ребенок не может. Что же он ощущает? Что он плохой.

Разные дети могут по-разному это переживать. Одни будут стараться вести себя так, чтобы их одобряли, а другие могут смириться — да, я плохой. Жить с такой низкой самооценкой малыш не может, поэтому он будет считать мир плохим.
Ребенок постарше, после 3 лет, лучше ориентируется в отношениях между людьми, он уже начинает понимать, что хорошо и что плохо. Жадность для него приобретает конкретный смысл, который формируется сказками, мультфильмами, отношением к жадности взрослых и других детей. Но совладать с желанием не отдать, с желанием иметь ребенку очень сложно, даже если он знает, что это не будет одобрено другими.

Дети этого возраста еще слишком импульсивны, они не в состоянии предвидеть последствия своих поступков. Да и логическое мышление у них еще не развито, поэтому объяснения по типу «если — то» им еще не доступны.
При разборе того, как правильно вести себя в разных ситуациях, с дошкольниками лучше всего опираться на воображение, яркость образов. К примеру, фраза «если будешь жадничать, то с тобой не будут играть» слишком абстрактна. Лучше сказать: «Ты ведешь себя, как жадный брат из сказки „Жадный богатей"» (сказку можно и самим придумать). Сказочные жадные герои выглядят негативно, смешно, они всегда проигрывают, и это для ребенка понятно, поскольку сказка с ним говорит на его языке.

В школе дети четко понимают, кто жадный, а кто щедрый. Отношение к жадным всегда отрицательное, такие ребята могут подвергаться травле. Школьники в состоянии понять последствия своего поведения, но, к сожалению, характер к этому времени уже сформирован, поэтому родителям трудно влиять на ребенка.

Взрослые чаще всего к жадности относятся без юношеского максимализма. Я много раз слышала даже восхищение: «Какой же он молодец, все в дом...». И все же отношение к жадности неоднозначное, особенно когда жадность другого касается нас самих. Тут мы точно отнесемся негативно: «Пожадничал!»

К сожалению, проблема часто не ограничивается только жадностью в отношении вещей и денег. Нередко гипертрофированное чувство собственности распространяется на людей, на отношения с ними.

Типичный пример такой ситуации: девочка просит, чтобы подружка играла только с ней, и не выносит, когда та подходит к другим детям. Или многим знакомая проблема: муж требует, чтобы жена забыла о подругах, родственниках и общалась только с ним или с тем, на кого он укажет.

205 просмотров

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!