Выставка пыточных орудий в Петропавловской крепости часть 1

  • Опубликовано:
  • Блог: Увлечения
0
Голосов: 0

87

Статья описывает впечатления от посещения выставки пыточных орудий. Выставка находится в Петропавловской крепости, на ней представлены многочисленные орудия, применявшиеся в допросах заключенных разных времен. Давно хотел ее посетить, и наконец выбрав свободный день - свершил таки задуманное. Текст полон здоровой и не совсем иронии, но не судите строго - я только учусь) Enjoy)

Наверное, эта выставка оказалась для меня наиболее интересной. Не сказал бы, что был очень удивлен представленными экспонатами, но было очень интересно посмотреть на то, о чем когда-то читал. Стоит заметить, что узнал я об этой выставке от знакомых, которые описали ее как «очень мрачную» и «депрессивную», войдя внутрь, я быстро понял, что они ошибались. Честно говоря, многие орудия очень повеселили, не уверен было ли это истерией, но рассуждая о том какие изощренные умы разрабатывали все это, в сознание вкрадываются странные ощущения некой отчужденности, начинаешь немного сходить с ума, представляя все это в действии.

Неудивительно, что всяческие жилы, плети и розги особого впечатления не произвели. Этого добра и в литературе навалом, и должного трепета не внушает. Как-то слабенько. Зато очень порадовало «кресло допроса», которое первым бросилось в глаза, оно, наверное, единственный предмет, который сводил обстановку, довольно ярко, освещенного помещения к глубинам подземных камер. Опять же, неудивительно, что особую ценность орудие приобрело во времена инквизиции, честно говоря, даже и не знаю более изощренных палачей. Применение оно нашло в центральной Европе, в частности в Нюрнберге и Фегенсбурге. Применялись подобные пытки вплоть до 1846 года. Не буду рассказывать о процессе, т.к. по-моему все и так достаточно самоочевидно: кресло, усеянное шипами, и обнаженная жертва, прижатая к нему со всех сторон. Забавным моментом показалась возможность «обогрева» сиденья в некоторых моделях, наверное, замечательные ощущения.

Здесь, не могу удержаться от небольшого отступления. Мне всегда казалось, что пыточное орудие должно в первую очередь внушать страх, психологически ломать человека одним своим видом, возвращать его в животному состоянию. В этом плане «кресло допроса» - шедевр. На самом деле сам метод пыток не то чтобы особо интересен, шипы, раскаленное кресло – плетьми, каленым железом и вертелом можно добиться того же эффекта. Но, во-первых, на кресле ты не можешь пошевелиться, это психологически давит, во-вторых, в самом его виде, в самой конструкции как будто скрыто что-то внушающее страх и отвращение. Если сравнивать кресло с тем же вертелом, где жертву планомерно поджаривали – очевидна разница. Во втором случае человек еще не совсем осознает то, что происходит, он начинает чувствовать боль в самом процессе, кресло – психологически подавляет, хотя я не думаю, хотя и не могу ручаться, что ощущения от этих двух орудий сильно отличаются. Ведь в пытке главное не причинить боль, а психологически сломать, т.е. разработчик кресла явно подошел к делу куда более глубоко. Как бы ни хотелось еще что-нибудь сказать о «кресле допроса», пора идти дальше.
Удивительно, и в таком милом месте не дала о себе забыть тема «широкой русской души». Речь идет о казни через повешение. Сами виселицы, характерные для России 17-18вв. имели три вида: покоем, глаголем и двойным глаголем. Здесь, надо признаться, я к собственному удивлению, узнал кое-что новое: помимо повешения за шею и за ноги, существовало повешение за проткнутое крюком ребро. Такой вид казни (повешение), считался самым позорным, если раньше по какой-либо причине подсудимый срывался с виселицы – ему дарили свободу и жизнь, но в 1715г. этот обычай был отменен. Признаюсь, такая милая поправка целиком изменила мнение о повешении, очевидно, молились смертники не о помиловании, а о том, чтобы все произошло в один подход, как с гильотиной. Очень интересна заметка Случевского на тему того, как равнодушно шли на казнь русские: «умирать не страшно и не жалко, той скверной жизнью, которой живет русский человек, лучше вообще не жить». Даже проснулось некоторое сочувствие к себе самому. Действительно, если в один день весь мир рухнет – в России не заметят, тут и так постоянно что-нибудь не так.

Помимо вышеприведенных достаточно известных орудий было огромное множество более мелких, но от этого не менее интересных приспособлений. Например, прибор с незамысловатым названием «коленодробилка», использовавшийся, как не трудно догадаться, для дробления коленей, рук и т.д., нанося жертве страшные колотые раны. Насколько мне известно, по крайней мере, что касается огнестрельных ранений, коленные суставы считаются самым безопасным, но самым болезненным местом, так что сложно представить ощущения жертв. Отдельного внимания заслуживает «испанское щекотало», так же известное как «кошачья лапа». Разработчик не ходил далеко за идеями, позаимствовав концепцию ничем не примечательных грабель. С помощью этого орудия плоть подсудимого раздирали в клочья, предварительно сдирая лентами кожу со всего тела. Надо признать, инструмент гениален в своей простоте. Еще одно орудие, не ушедшее далеко от сельхоз инструмента – «ручная пила». Осужденного подвешивали вниз головой, разрезая пополам. Чаще всего применялся против ведьм и содомитов.

На мой взгляд, одной из самых изощренных и гениальных пыток была «Пытка водою». Заключенного связывали до полного обездвиживания, сверху на специально выбритую часть головы с определенным интервалом капала вода, концентрируясь на одной точке, она вызывала в теменной области очаг угнетения, постепенно разрастающийся на всю кору головного мозга. Кроме простоты, спецификой этой пытки мне показались еще две особенности. Первая. Процесс происходил за счет воды – т.е. фактически символа жизни и живительной силы, такой резкий контраст понятий и ассоциаций, возможно на подсознательном уровне, должен вызывать безумие. Не представляю, насколько сумасшедший разум мог придумать такое, но я был восхищен в очередной раз. Вторая. Изначально пытка не предвещает ничего зловещего, но действует исключительно. Человек должен сходить с ума. Думаю, это страшнее физической боли от всяческих кнутов и прочих приспособлений. Очень жаль, что в школьном курсе истории не упоминают о том, что такой пытке в 1671 году был подвергнут Степан Разин.
← Новэлла Хофмана Сальвадор Дали - La Commedia. Между Адом и Раем →

Читайте также:

Новые интересные фильмы

Новые интересные фильмы

В конце апреля на наши экраны выходит новая лента известного популяризатора Шекспира, Кеннета Браны — «ТОР». На этот раз Брана взялся за экранизацию голливудского кинокомикса‚ где по традиции довол...
Антибиотики - часть четвёртая

Антибиотики - часть четвёртая

Поэтому фармацевтические концерны в последние годы отказались от разработки новых лекарств-антибиотиков, считая это пустой тратой денег. Этим занимаются в основном университетские исследователи или...
Дайте только срок

Дайте только срок

Самый известный сенегальский музыкант Юссу Н’Дур принимает участие в президентских выборах, которые состоятся 26 февраля. В бюллетенях на избирательных участках будет более двадцати фамилий, но пев...
Jimi Hendrix People, Hell And Angels

Jimi Hendrix People, Hell And Angels

Фраза "только для комплетистов" давно стала своеобразным журналистским клише. Однако Джими Хендрикс является в XX веке одним из немногих артистов (в этот список стоит включить также Чарли...