Управление знаниями: выполняемые функции

Управление знаниями: выполняемые функции

В современном мире основное конкурентное преимущество в бизнесе — это способность получать и обрабатывать знания быстрее, чем конкуренты. В связи с этим в менеджменте появилась новая отрасль — управление знаниями. Менеджмент знаний предполагает выполнение в организации следующих функций: 


1) создание знаний внутри фирмы. Это основная задача менеджеров, решение которой способствует конкурентоспособности бизнеса. При этом специалисты в области управления знаниями, например, Икудзиро Нонака, считают, что создание знаний — это и есть основная миссия компании в обществе. 


2) получение знаний извне. Это традиционная функция менеджмента, в частности, менеджмента качества. Однако отношение к этой функции с течением времени менялось. В 1990-е годы был популярен бенчмаркинг — изучение успешных конкурентов с целью повторить их действия. В настоящее время популярность бенчмаркинга значительно меньше, поскольку он фактически призывает к унификации фирм, а это лишает конкурентных преимуществ. 


3) использование знаний при принятии решений. Мысль о принятии решений на основе знаний также не нова. Менеджеру необходимо отслеживать все звенья цепочки «знания — решения — действия»: при наличии проблем в каком-либо из звеньев эффективность управления организацией снижается. 


4) воплощение знаний в товарах и услугах. Управление знаниями уточняет стандартную функцию менеджмента: в известных инструментах управления качеством продукции, например, «доме качества» или концепции ТРИЗ создаётся не просто алгоритм преобразования маркетинговых исследований в продуктовое решение, а диалог, в ходе которого появляется новое знание. 


5) передача и повторное использование знаний. Несмотря на активную разработку информационных технологий и искусственного интеллекта, пока знания и информация — это не одно и то же. Сильные решения в прошлом, как правило, невозможно повторить в новых условиях и приходится обращаться к тем менеджерам, которые принимали сильные решения в прошлом для создания нового решения. 


6) стимулирование роста знаний внутри компании. Для успешного функционирования фирмы менеджменту необходимо стремится к созданию самоорганизующейся системы. В этих целях используется организационная культура: она способствует передаче имеющихся и получению новых знаний. 


7) оценка интеллектуальных активов. В последние годы активно проводится идея, что стоимость фирмы по отчётности и реальная рыночная стоимость могут серьёзно отличаться друг от друга. Знания составляют важную часть не видимой в отчётности стоимости предприятия. Однако пока в менеджменте не существует общих подходов к измерению знаний и компании, оценивающие знания, действуют каждая по-своему.

336 просмотров

Рейтинг: 0 Голосов: 0

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!